Хотелось бы напомнить про контекст этого высказывания в игре.
Оно подписано «Святой Огман», а мы довольно скоро узнаём, что почти все истории про Огмана — либо сильно неточные пересказы, либо откровенное враньё.
Кроме того, когда Сатанаил нас обманывает, он принимает образ именно Огмана.
Таким образом, вовсе не обязательно понимать его как правдивое.
________
Ну и раз зашёл разговор, поделюсь своей точкой зрения. Я не согласен с фразой, но по другой причине.
Она противопоставляет деятельные путешествия (при которых можно познать истину, но и можно сотворить зло) и бездеятельное сидение в монастыре и отшельничество (при которой, получается, ни истину ни познаешь, ни зла не сотворишь).
Во-первых, бездеятельность приувеличена.
Монастыри — это очень даже деятельное место. Они участвовали в экономической и политической жизни.
Гребер говорит, что именно монастыри стали прообразом корпораций: современная идея, когда «ОАО» может иметь свой счёт, и мы можем быть должны «корпорации», была чужда европейцам древности (для них долги могут быть только перед человеком). И вот первые корпорации (т.е. группы людей, которые рассматриваются как «юридическое лицо» перед законом) появилась именно в средневековье — и это были монастыри.
Монастыри были важными экономическими, политическими и культурными центрами, и в ходе деятельности они могли узнавать что-то новое. И творить зло, конечно, тоже могли (например, многие инквизиторы были монахами).
Отшельничество в некоторые времена позволяло сконцентрироваться на исследовании чего-то. Например, отшельники могли наблюдать за звёздами — тоже вполне себе деятельное занятие.
Во-вторых, бездействие — тоже в некоторой мере действие.
Когда друзьям или родственникам нужна помощь, а человек уходит отшельничать, разве он не творит зло, избегая действия?
Когда монастырь построен на украденных землях, чьи прежние владельцы сейчас голодают, — разве не творит зло тот, кто туда уходит, игнорируя этот факт?
(Кстати, в Паладине эти вопросы поднимаются, насчёт бездействия.)
В общем, по-моему, отшельничая или сидя за стенами монастыря, мы тоже будет «ошибаться, спотыкаться и подчас творить зло».