Наконец собрался сделать то, что задумал уже давно – написать впечатления от «Школьных дней».
Такого удовольствия от игры я давно не получал. После «Дней» возникает странное, приятное чувство лёгкости, вперемешку со слегка безумным весельем. В такие моменты думаешь что-то вроде «а, игра – ништяк», потом «да, жизнь – ништяк», а в конце что-то типа «вообще всё – ништяк»! Это редкое и ценное чувство. Его сложно вызвать. Кино- и геймдизайнерские студии тратят невероятные бюджеты и силы пытаясь добавить это ощущение в свои продукты. И при этом часто терпят неудачу.
После того как эмоции улеглись (и ещё спустя три недели; и ещё после окончания разработки собственной игры; и ещё неделю собраться с мыслями) мне захотелось как-то проанализировать тот невероятный эффект, которого удалось достичь разработчикам.
Секрет успеха – в сильном (и гармоничном) сочетании всех элементов игры, а именно:
Редкое явление, когда
музыка настолько здОрово передаёт атмосферу. Иногда просто включал начальный трек во время разработки игры, когда всё начинало бесить и притуплялось внимание. Теперь стал периодически слушать «Стереоконей». Причём хорошо подобранные треки сопровождают игрока на протяжении всей игры, и в бою, и в краткие периоды мирного брождения.
Графика справляется со своей задачей на все 90%, то есть отлично передаёт происходящее, в меру детализирована, а иногда и превосходит ожидания. Оставшиеся 10% выдаются за нарисованную, «кастомную» графику или какую-то особую художественность, но этого нет. К счастью «Школьные дни» тот случай, когда и так хорошо. К этому же пункту я отношу и приятные карты и в меру захватывающие бои.
Теперь о самом сильном аспекте «Дней» -
сюжетной составляющей, а точнее о литературной подаче и всём что с этим связано: персонажах, диалогах и собственно самом сюжете. Литературная «начинка» игры выше всяких похвал. И это не только живые (и действительно смешные) диалоги, запоминающиеся персонажи, лёгкий, но в тоже время логичный и интересный сюжет, это ещё и всякие невероятные мелочи вроде забавных названий для характеристик, техник и предметов. Проработка текстов уровня «Школьных дней» это то к чему должны стремиться инди (и не только) разработчики (и не только) Светлой Зоны (и не только её). Точка.
Ну мы же с вами взрослые люди и понимаем, что «проработка как в Школьных днях» не значит, что ваши герои должны говорить как младшеклассники, шутить про попки или паясничать по каждому поводу. А вот сделать так чтобы у основных (хотя бы) героев был свой характер – отключи портрет, а всё равно ясно что это говорит такой-то персонаж; адаптировать тексты к сеттингу и с их помощью обогащать геймплэй – то что не повредит ни одной игре.
В
заключение хочется спросить, почему же «Школьные дни» при всех своих несомненных достоинствах не стали: культовой игрой/ игрой года/ коммерчески успешным проектом/ всеми этими вещами сразу? По моему мнению, причина только одна – несоответствие содержимого игры ожиданиям целевой аудитории. «Школьные дни» - игра в стиле «комедия+повседневность+этти», рассчитанная на поклонников аниме, фанатов всего японского, старшеклассников и прочих отаку? Я вас умоляю, не смешите! Это в первую очередь очень талантливый, даже можно сказать тонкий стёб над всем вышеперечисленным. Эта игра для ценителей юмора и стиля, безотносительно японской тематики. Вот поэтому и возникает диссонанс – «серьёзные» игроки типа такие: «Ну не, это игра не для меня, я уже вырос из подростковых мультиков! Мне бы чего посерьёзней!» (в большинстве случаев под «посерьёзней» подразумеваются роботы, танчики, рыцарство или ещё какие «взрослые» темы). Школьники в такие игры не играют, а если и поиграют то наварное оскорбятся… Вот и получается что не очень ясно для кого эта игра. Если бы действие происходило в школе Новосибирска, Челябинска или в штате Техас, зуб даю – от поклонников отбоя бы не было.
P.s. Есть единственная мораль, которую я признаю при разработке игр – всё что идёт на пользу игре – морально, оправданно и должно быть в неё включено! Если хоть что-то ограничивает разработку по причине «моральности» - к чёрту такую мораль! Очень приятно что Pixie Tales и Zachariе похоже придерживаются этого курса.