Виртуальные миры грядут, и они будут здесь быстрее, чем вы думаете. В той или иной степени они уже здесь, и они уже играют заметную роль в современном обществе, я имею ввиду различные игры и MMORPG. А будут еще больше, с развитием технологий 3d реальности, с популярными мечтами о “полном погружении”... я не вижу никакого другого варианта развития событий. Виртуальным мирам быть. И они займут чуть ли не центральное место в жизни людей. Этого можно бояться, можно не принимать, можно быть против, но увы, это как 20 лет назад быть против интернета. Осмотритесь вокруг, у каждого есть знакомые, которые совсем не в ладах с уже привычными нам технологиями. Когда человек не может отправить электронное письмо - это печально, особенно если ему не за семьдесят (серьезно, моя бабушка общается с дочерьми по скайпу). Еще через 20 лет точно так же будет выглядеть человек, который выпадет из новой реальности, и не захочет, допустим, сходить в виртуальный бар с друзьями вечером, или в рейд на очередного Баюма на выходных.
Социальная составляющая в современных онлайн играх уже сегодня очень сильна, вспомните те же свадьбы в MMORPG, общения в чате во время кача и т.п. Но это только вершина айсберга. Не так давно я почти год провел в одной игрушке, что-то типа симпсов, но онлайн, и для взрослых. Да да, там можно было заниматься сексом (даже не думаю посыпать голову пеплом), однако это составляющая “держала” очень недолго, а потом на первый план вышло другое - это социальная игрушка. Люди здесь встречаются, знакомятся, влюбляются, женятся и разводятся. А еще ходят на вечеринки, танцуют… и бухают. Реально, таких веселых пьянок у меня не было со студенчества, а возможно и вообще не было. Всем тем, кому не хватает общения, или у кого проблемы в отношениях - рекомендую, в подобных играх уже через месяц ваш эмоциональный диапазон покинет зубочистку и развернется во весь размах. И за этим тоже будущее. Не нужно будет ехать за пол земли, чтобы “замутить” с девушкой из Бразилии. А ведь многие из таких отношений и в реал перерастут.
И дело же совсем не в играх! Это новые возможности… для всего. Просто подумайте об этом. Попомните мои слова, в виртуальность хлынет поток денег (уже хлынул), туда переедет бизнес, в том числе и крупный. Уже сейчас есть MMORPG, где совершаются сделки на виртуальную недвижимость на миллионы долларов, и это только начало. Я уже вижу банки в онлайне, крупные IT компании переедут в виртуальность поголовно, и точно так же как сейчас все фирмы стремятся сделать свои сайты в сети, точно так же они будут стремиться открыть свои представительства во всех крупных виртуальных мирах.
Я, например, программист и в моей сфере многие уже сегодня работают удаленно. В удаленной работе есть пара существенных минусов, например отсутствие живого общения. Виртуальная реальность уберет этот минус, зачем куда-то ехать, тратить свое время и деньги, если можно одеть 3д очки и оооп - ты на работе. Поворачиваешь голову, и видишь своего коллегу, слышишь его… С развитием технологий, можно даже секретаршу тискать с теми же ощущениями, что и в жизни. Офисы вымрут поголовно.
Туризм существенно сократится, зачем куда-то ехать, селиться в непонятных отелях, раздеваться в аэропортах, если можно те же ощущения получить не вылезая из капсулы полного погружения?
Это и для власть имущих выгодно, фактически для любого правительства. Что требовали граждане Рима? Хлеба и зрелищ. И до сих пор требуют. Уже сегодня человек, который отработал смену, и засел на весь вечер в “Танки”, с точки зрения разномастных политиков более “выгоден”, чем тот, кто на вечер пошел в бар. В баре можно напиться и потом голову себе разбить (ну или не себе), а в танках ты максимум себе инфаркт к пенсии заработаешь (что тоже для политиков хорошо). А еще это решит проблему незанятых рабочих рук, автоматы и роботы вытесняют людей с производств и заводов, с этими освободившимися кадрами нужно же что-то делать. Поэтому я не думаю, что все сегодняшние посылы как-то ограничить те же игры увенчаются успехом. Точно так же провалятся попытки помешать развитию вирта. Максимум в более-менее демократичных странах появятся какие-то ограничения для детей, но в целом сути это не изменит. Я даже думаю что государство будет активно помогать развитию виртуальных миров, и стремиться получить долю в таких проектах (чтобы и там вас контролировать).
Зачем я это все пишу? Готовьте сани зимой. Очень мало кто может себе позволить игнорировать прогресс. Кто из ваших знакомых не имеет мобильного телефона? У меня есть всего один такой. А вы можете отказаться от мобильника без ущерба для личной жизни и для работы? Можно сделать небольшой прогноз, что будет востребовано в виртуальности, а что нет. И спешу тут многих разочаровать, а возможно многих обрадовать, точно так же, как и сегодня, программисты будут нужны очень остро. Так что если хотите “войти в айти” - дерзайте, тем более, что смежных профессий очень много. Также вирт - это одна из форм глобализации, а это значит - учите английский. Он уже сегодня де-факто как эсперанто, а дальше будет только больше. И еще есть один навык, который будет поважнее всех остальных - это умение разграничивать вирт и реальность, и делать приоритеты. Помните бабушек и тетушек, которые твердили вам “что же ты штаны просиживаешь за своей линейкой, иди лучше делом займись!”? Они были не правы. Однако вы тоже были не правы, просиживая штаны по 18 часов в день, (нужно было остановиться хотя бы на 8:)). Я не спорю, за играми и правда будущее, вместе с виртом они только будут наращивать присутствие в жизни. Успех в играх будет перетекать в успех в реале. Уже перетекает. Но точно так же, как и сейчас, те люди, которые умеют ТОЛЬКО играть, мало кому будут нужны. А вот те, кто умудрится усидеть на двух стульях выиграют больше всего.
Прогресс, он не хороший и не плохой, он просто есть, он никуда не денется, не остановится и не повернется, и вас спрашивать, естественно, не будет. Вирт уже здесь, стучится в ваше окошко, и вам решать, жить ли с ним дружно и получить от этого выгоду, или остаться за бортом.