Прошел игру (точнее первую главу) дважды. Первый раз за 3,5 часа, второй не полностью за 2,5 ради эксперимента – о нем поздней.
В начале второй нам пишут «на свой страх и риск», да и Лорд сказал что не сделана она, поэтому не буду рисковать.
Антиква сделана по мотивам серии игр «Gothic» (точнее по механике). Я тоже очень люблю эту игру, и вообще-то, первой игрой на мейкере, которую я сыграл, была «Gothic 2» - своеобразная попытка ремейка Готики, а в вторая игра была как раз Антигва! Можно сказать, что в мейкеризм я пришел, поиграв в димейк своей любимой игры. Спасибо Лорду!
Первый мой пост
Второй пост
Очень приятно, что Лорд Антикву не забросил.
Игра мне понравилась, она очень технично сделана. Что с Лорда взять ещё. Но есть моменты, с которых я пригорел. И об этом я расскажу.
Но сначала немного истории: ньюфагам будет полезно! (АХТУНГ! Многа букав)
В 2002 году вышли две РПГ, поделившие игровое сообщество пополам. Это была Gothic 2 и Morrowind от Бесезды (предтечи этих ваших скайримов и фолаутов 4, который до сих пор пользуют тот движок!). Морровинд(Морр) вышел пораньше – в мае, а Готика позже в ноябре 2002 года. Комп у меня появился осенью 2002 года.
Я с этими играми познакомился зимой 2003. И тоже раскололся. Мор я вытянул только одно прохождение, а Готику я прошел вдоль и поперёк и вообще регулярно проходил её раз в год-два, а там ещё и первая часть есть… но я не об этом.
Почему игровое сообщество разделилось (и до сих пор олдфаги, типа меня, ворчат друг с другом «что лучше»)? Дело в том, что это были два принципиально разных подхода:
Морровинд – это такая громадная РПГ песочница, с неисчислимыми вариантами отыгрыша (играли в Скайрим, Обливион или Фаллаут – вы можете себе представить только малую часть Мора). А ещё в Море был интересный сеттинг, хоть это и часть типичного фентези - «Elder Scrolls». Морровинд – это неприветливый вулканический остров населённый коренными жителями темными эльфами, а все происходящее – аллюзия на колонизацию варварских племён римлянами, европейцами американских индейцев, африки и австралии. В результате войны темные эльфы проиграли, а на их бедную, но гордую родину понаехали все кому не лень. Местные кланы смотрят друг на друга как на говно: (кто-то смирился с акупантами, сотрудничает и получает власть, кто-то партизанит и жаждет независимости); империя строить демократию и насаждает культуру, а вместе с ней и вагон гастарбайтеров с ранее покоренных земель. В общем, можно не только изучать политику и историю, но и во всем этом безобразии участвовать. Конечная цель там одна (банальное спасение мира), но на неё можно наплевать и заниматься чем угодно, благо игра тебя не бросает и отыгрыш поддерживает и развивает.
Но вместе с тем у Морра есть большой недостаток. Его тотальная схематичность….
И здесь нужна историческая справка.
2002 был годом, когда РПГ серьезно подались в 3D, само 3D было уже достаточно красивым, а системы могли тянуть эту красоту не только в замкнутых шутерных пространствах.
У Бесезды до Морра был The Elder Scrolls II: Daggerfall в 1996 году и 3D экшены по той же вселенной 1997-98 годах.
У Пираний (Piranha Bytes) в 2001 году выходила первая часть Готика. Графоний был так себе, но геймлпей уже был на высоте. Игра не снискала, какой-то популярности: в неё все бросились играть уже после второй части.
И ещё в 2002 году вышла Neverwinter Nights – от Биоварей. До этого момента они сделали икону изометрических РПГ Baldur’s Gate (1999-2000), и НеверВинтер был её попыткой сделать тот же «БалдурсГейт» только в 3D. Я, честно, не помню этой игры, даже при том, что пиратили все и вся (Готики я играл в пиратские версии с ламповой немецкой озвучкой). Познакомился я с ней позже, и скажу не фонтан. НеверВинтер прорывом не стал, а Биовари выстрелили уже потом, в 2003 году осенью с Star Wars: Knights of the Old Republic (КОТОР)
конец справки
Беседка просто взяла, и перенесла игру в 3D (Биовари так же поступили, но у них полегче, 3D ракурс близок к изометрии), не создав никакой имитации живого поведения и пространства. Ничего не происходит: болванчики как вкопанные, всегда на своих местах, все через менюшки и перетаскивание иконок, а боёвка… ну вы ведь знаете что такое шанс промаха да? Нет, не знаете; ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ!!!! Вы будете пол-часа махать мечом перед грязекрабом или крысой но, СЦУК, не попадетё! Просто потому, что уровень владения мечом низкий! Я думал это глюк такой, я тычу мечом во врага, а удар, наверное, раз на 10 проходит… нет, все нормально, так и должно быть! В Обливионе уже было намного лучше. В Морре нам дали интересный мир для исследования (даже при том, что это вулканический остров, там было достаточно разнообразия), но вся жизнь там условное бревно. И если в изометрии какого-нибудь фоллаута, изображение само рисовало жизнь, то здесь же 3D – ВИД ИЗ ГЛАЗ!!!!! ПОКАЖИТЕ хоть что-нибудь!!!!
Возможно, я утрирую, такая схема прижилась и не только Бесезда ей успешно пользуется. Но… первой я сыграл не Морр, а Готику. И Готика взорвала мне мозг!
В Готике нет большого мира, все достаточно компактно: из одного края в другой можно пробежать минут за 15 я думаю, и здесь нет сложных политических, этнических противоречий и клановых интриг: все предельно по бытовому (есть повстанцы, бывшие каторжники которые хотя свалить с острова, и есть паладины, которые охраняют остров потому что только здесь добывают волшебную руду, необходимую в войне с орками). И вообще, от фентези-шушеры тут мало: никаких гномов и эльфов, только люди; и орки не типичные - огромные трехметровые мохнатые обезьяны, это тебе пушечное мясо для героев.
Зато в Готике трехмерные возможности выкручиваются на максимум. Мир игры живой как нигде! У каждого персонажа есть имя, есть занятие, есть уникальный диалог; днем он работает, вечером идет бухать в бар, ночью он спит. Ночь не работают магазины, нельзя сдать квесты, потому что квестодатели спят, а вторжение в жилище карается. Нельзя воровать в открытую, тут есть особый стелс, играя за вора пробираться по ночам к спящим гражданам. Заспанный персонаж, который сцыт в угол, да, это оттуда! Животные по ночам тоже спят, но некоторые наоборот спят днем. У каждого монстра есть логово, или по крайней мере ареал обитания, тем более у каждого НПС, за редким исключением есть койкоместо.
Не типична и прокачка.
Такие в Море, ползунок слева видите, их там много.
Хотя чего объяснять, в каждом первом РПГ такое.
А так в Готике
«Что????» спросите вы, чего это за экшон с РПГ элементами? А вот и нет! Каждый из навыков полезен и меняет стиль игры. Здесь нет бесполезных навыков. Вариантов отыгрыша не много, на вскидку за 3 прохождения можно в принципе увидеть в игре все. Но сделано так что выбор фракции или пути развития отрезает существенный кусок контента. А выбор надо делать уже вначале. Поэтому каждое прохождение Готики это как новый аддон. Отдельно стоит отметить визуализацию любого навыка – особенно создание мечей. ДА! Болванку надо нагреть, расковать, охладить и наточить и для каждого есть станок и все наглядно – и это потрясающий эффект присутствия!
Боевка? Такое фехтования как Готике большая редкость и сейчас, а на тот момент аналогов не было нигде, даже в экшенах. Стойки, уровень владение мечом, все было соответственно анимировано: новичок держал меч и махал им как палкой, в отличие от паладина. Условность РПГ была убрана, все зависело от наглядного умения персонажа держать меч и от умения игрока работать пальцами на клавиатуре (одной кнопки удара не было).
Готика была по-хорошему хардовой, в отличие от Бесезды которая в будущем погрязла в автолевелинге. Готика была ДаркСолом своего времени. Но даже то, что ДаркСол продвигал как фишку, в Готике было обычным делом. Высокоуровневые монстры паслись рядом уже и начальной локацией, поэтому приходилось постоянно возвращаться по мере прокачки персонажа. Но особо упорные могли их и вынести… после сотен перезагрузок, и это был отдельный фан. (Я помню, как первый раз убивал орка, даже не солдата, чтоб добыть его топор.)
Это я все к чему? К тому, чтобы было понятно, как я оцениваю Антикву, Здесь много от механики Готики, поэтому многое в игре мне знакомо, ностальгично, приятно, но я обращаю внимание не на это.
Построение квестов: «Это было в Готике!»
Мне приятно, что сюжет игры не сводиться к спасению мира, по крайней мере, в первой главе все достаточно мирско: тролль захватил местную шахту и теперь у деревни проблемы. Но все действие игрока сводиться к тому чтобы решать бытовуху НПС, самую банальную, можно вообще не читать диалоги: мы словно ураган пробегаем по деревне, собираем со всех квесты, выполняем что можно по близости, и так же кучей их сдаем, а потом несёмся в город. Никто даже не пытается проверить героя на надежность – вот тебе квест, бегом! Все стоят в очередь, чтобы выдать квест, ГГ всем нужен позарезу. Это не история персонажа – это конвейер квестов.
Один примечательный сюжетный момент крайне топорно заимствован из Готики.
Во всех Готиках традиционно не пускают к главному в поселении/городе/лагере. Объясняется тем что ГГ – хрен с горы, его никто не знает, и пускать не обязан. Надо потрудиться для аудиенции. В Антикве, когда мы приходим к начальнику стражи с просьбой помочь к троллем, стража нас не пускает, ибо нас не знает, и мы должны заслужить аудиенцию. Ээээ почему??? ГГ не ноунейм-каторжник, как обычно. Он житель конкретный деревни, подчиненный городу. В деревне его все знают, и некоторые персонажи в городе тоже. Старейшина деревни дал официальное задание ГГ обратиться за помощью лично к Ярославу начальнику стражи.. Почему это игнорируется?
Допустим сопроводительной бумаги не дали, поэтому стража не верит и не пускает, тогда надо идти к старейшине. Нет он не дает ничего! Постой! В деревне же висело объявление о награде за голову преступника, и я убил его, у меня голова. Это задание сдается лично Ярославу. Я могу показать голову и пройти? Нет не могу( мдя…
Репутация. На фига козе баян?
Репутация, конечно, интересно. Но помимо репутации для людей есть репутация орков, гномов, эльфов, но зачем это и когда это будет сделано - хрен его знает. И это отдельный вопрос.
Связана репутация с выполнением квестов, и частенько выдает перлы!
1. Задача: найти дочь друга-рудокопа из деревни и узнать, как устроилась в городе. Оказывается, что она проститутка в борделе и просит не выдавать. Т.е. она позорит не только своего отца перед деревней, но и фактически всю деревню. Но если расскажем отцу – это минус в репутацию, почему то…, а если утаим, то плюс в репутацию. Чего? А самое интересное, что дочь рудокопа можно снять. И как думаете что будет, если ГГ купит на ночь дочь своего друга? Не угадали, будет +опыта! И никаких кар в репутацию!
2. Почему то, мы получаем + в репу, когда спаиваем стражника на посту. Он просит пивка, и мы приносим. Квест для вора, очевидно же, но игра считает, что это приемлемо!
3. На городском рынке торговец просит завязать помочь завязать дела с местным алхимиком, который ему лично всегда отказывает. Идем к алхимику – тот категорически отказывает. Но есть единственный вариант «угрожать», нельзя договориться или выполнить для него квест. Если угрожаем, то он соглашается, но мы получаем сразу -2 в репу. А если ничего не делаем, возвращаемся к торговцу и говорим «не убедили»… и получаем +2 в репу! Как это работает????
4. Мы договариваем с деревенским торговцем дурью выгнать конкурента из города и логично получаем минус в репу! Выгоняем конкурента из города и получаем + в репу. Сообщаем подельнику из деревни что он может переезжать и…. получаем + в репу! Поменяли одного барыгу на другого! Видимо, у деревенского анаша качественная, вот и народ благодарен!
5. Мы можем грабить людей средь бела дня, на глазах у них вскрывать их сундуки в их же домах отмычками – и это никак не влияет на репу!
6. А как повлияет на репутацию мое вхождение в гильдию воров? Для этого и понадобилось второе прохождение. Я решил отыграть уголовника (Тут стоит отметить что игра за гильдию – это существенный контент, и убив в первом прохождении одного бандюгу, я этого не увидел). И по идее это должно было загнать мою репу глубоко в минус и заставило бы меня искать альтернативный способ выполнить основной квест: к Ярославу меня же не пустят в принципе. Ничего подобного! Единственный минус получаешь в начальном квесте по вступлению. А дальнейшие квесты, включая заказное убийство и тотальное грабеж всего города никак не отражается.
Много контента, гномы, эльфы и когда все это будет
В Антикве очень много умений и навыков, как готический, так и добавленных помимо: кузня, готовка, кража, взлом, рыбалка, выращивание огорода и т.д и т.п. Сначала это интересно, а потом начинаешь размышлять «А зачем?» Я прошел первую главу, вкладываясь в силу (махание мечом) и здоровье. Из навыков я выучил только взлом (очень полезно – вычищаешь город под ноль!) (Надо отметить, что в Антикве не стандартная для типичных рпг прокачка (Но все по заветам Готики, поэтому я разобрался очень быстро)); и заставил себя выучить горное дело – но добывать руду – это жесткий тупой фарм, учитывая сколько нужно добыть руды для сдачи квеста. Поэтому лучше бы не учил.
И все, больше я в умениях не нуждался. А кроме этого есть строительство дома, возможность завести собаку, намеки на создание семьи, локация с храмом и монастырем. И репутация аж 4х фракций! Людей, Эльфов, Гномов и Орков. Кроме людей остальных по 2 субьекта на фракцию, но в порту намекают, что будут ещё 3 острова/страны, где все и обитают и туда можно уплыть.
А это, между прочим, только первая глава, только люди, только 2 навыка пригодилось и это за 4 года разработки. Дождемся ли?
Ещё 2 года назад я советовал выкинуть всех магов/эльфов/гномов и сосредоточиться на городе… ну хоть спасибо, что гильдию воров добавил, это было весело. Не то чтобы «сюжет за уголовника», но контент существенный.
Вот такие мои мысли!
Стоит ли сыграть и потратить 3-4 часа? Стоит однозначно! Игра очень качественная, локации и маппинг красив и гармоничен, умениями можно развлекать себя по полной. Кто не знаком с механикой Готики, вам будет интересно, потому что кардинально отличается от прочих систем. Фанатам Готики/Ризена, играть тем более обязательно, лучи ностальгии во все стороны.