Благодарю за статью, таки действительно любопытная и целостная позиция. Не хотелось бы оставлять ее без внимания, хотя фактически тут всего 2 пункта:
- Попытка скрыть пустоту за мимикрией под мастеров;
- Попытка скрыть пустоту за банальными слезовыжималками и стереотипичными драмами.
С первым все довольно просто: берешь, сваливаешь на rpgmaker.net, ищешь игру с оригинальной графикой и не слишком банальной фабулой (например, сейчас вот играю в игру где любовь жизни гг случайно стала верховным злом, и гг мучается от дилеммы, грохать ее или нет - не шедевр, но терпимо...к слову, названия местностей я уже элементарно не запоминаю - ни в играх, ни в аниме, почти нигде, особенно если их больше двух).
Проблема заключается элементарно в том, что
среди разработчиков RPG-maker мало многоопытных и эрудированных людей, и ставлю двадцатку, что вообще никто из них(разработчиков) не ездил по странам, чтобы понять чужую культуру. Хотя те же пленэры (рисование на свежем воздухе) уже значимо повысили бы качество продукта. Стало быть, откуда бы взяться шедевру? Ну нет у нас профессоров лингвистики, хоть ты тресни, но нет!
Второе уже веселее, потому что вы не найдете рецепта хорошего сюжета. А если найдете - то знайте, все уже этого, вероятнее всего, накушались. Хотя дело, порой, даже не в сюжетах, а в подаче отдельных их элементов. К стимулам переживаний (события игры, флэшбеки и т.д.), наименее яркие из которых и порождают
"заведомые переживания", это относится в первую очередь. Как правильно написать одиночество, если зритель/игрок сыт по горло "волками"? Как впечатляюще преподнести насилие и, к слову, что должен при его восприятии переживать зритель/игрок? Как в игре показать мудрость какого-нибудь персонажа? Как должен вести себя сравнительно неплоский злодей? Заметьте, что ответы на эти вопросы будут
напрямую зависеть от целевой аудитории вашей игры.
Орки, эльфы, космические корабли, эпические артефакты, вселенское зло, готичные герои... Это только краски на холсте или инструменты в ящике мастера. Что действительно важно в сюжете книги или игры - это его индивидуальность и то, что он даёт читателю/игроку.
Эй, не надо ровнять читательский опыт и игровой. В игре играют ГИГАНТСКУЮ роль еще медиа-контент (графоний, музыка и т.д.) и геймплей (ибо как же без него?). Да, про Марио - хороший пример, но головоломки на мейкере - тоже достойные представители жанра. И, опять же, сколь бы крутой ни была игра, если автор не озаботился кражей/созданием/приобретением графики, то вряд ли он озаботился другими важными вещами, имхо.
Во-вторых, эти фрагменты часто включаются в произведения для того же самого: чтобы я вспомнила Толкина и всякие знаковые произведения и поставила новинку в один ряд с ними. Это дешёвая попытка вызвать ассоциации у читателей и выехать на этом.
Ну, тут уж как сказать. Мне в этом плане всегда вспоминаются финалки, которые эксплуатируют похожую
солянку мифологических саммонов из серии в серию. А второй каноничный пример -
библейские отсылки (привет, Евангелиончик). Мне откровенно наплевать, что будет, если убрать все это "вспомни Толкина, вспомни библию, вспомни мифологию древней %вставьназваниестраны%, о которой ты слышал только в 5 классе". Мне важен текущий опыт, и если он соткан из фрагментов других франшиз или элементов массовой культуры - да будет так. Это не радикальное отрицание, а скорее дополнение изложенного тобой мнения, EvilCat.
И да, если подводить итог - плохую игру не спасет, хорошую - не испортит.
Если просто вывернуть наизнанку или потоптаться сапогами по расхожим шаблонам, это будет немного любопытно, но в остальном так же пусто, как стереотипное произведение.
На ум приходит очень много контрпримеров, начиная от OnePunchMan и заканчивая Приключениями Дрейка и Кситилона (обе штуки, в сущности, трэш, но трэш прикольный и затягивающий). Никто не спорит, что это несамостоятельные произведения, но они нужны
для другой цели. А именно - развлечения и веселья. И, надо сказать, нередко справляются с задачей на ура. В глобальных же играх юморные моменты служат "отвлечением" зрителя, чтобы за новый виток драмы он брался с новыми силами. Черт возьми, стеб над романтикой есть даже в Шекспире - достаточно почитать первый акт, когда Ромео гоняется за Розалиной. Такие игры, будучи сами по себе уже произведениями, а не фрагментами, служат похожей цели, имхо.
Попытки просто накрутить оригинальность персонажа тут не пройдут. Волосы необычного цвета, уложенные в нереальную причёску, мускулы-бочки, яркая одежда с финтифлюшками и красивостями, абсурдные ситуации, радикальные жизненные убеждения (типа "я волк-одиночка, мне на всех плевать"), декларируемые в лицо читателю/игроку или демонстрируемые на деле - это вызывает чисто животный интерес, если внове, но не заставляет сопереживать.
Это и важно, и не важно. В сюжете - да,
неважно, предельно наплевать, какого цвета волосы у вашего героя. В позиционировании -
ВАЖНО. Не берем в расчет рекламу, но хоть на фанартах было бы приятно понимать, что это за персонаж и откуда он. Самый мощный пример - современная индустрия rpg-horror'ов, где уникальность внешности гг очень важна. Хотя вот именно сюжет там нередко проседает. Две лучших, на мой взгляд, игры в этом жанре - Ваданохара и Иб. Худшая, но герой которой мне запомнился (внешностью!!!) - When it rains, I want to disappear off somewhere. Сюжет никакой, мир никакой, но зато вот герой есть. Хотя бы. Существуют и противоположные варианты, когда мир настолько хорош, что буквально сжирает героя, и происходящие с ним услужливо убирается на задний план подсознанием игрока. Небезызвестный Urban Nightmare и другие игры от автора.
Я не могу вам сказать, как завоёвывать симпатию игрока/читателя к героям и второстепенным персонажам. Я слишком давно что-то делала в этой области, только много читала. Пишут, что поступками, проявлением несовершенств и решениями, которые нельзя взять назад.
А потом я открываю Do you remember my lulluby и рыдаю. Игра, к слову, немая. Ну да это так, оффтоп и очередная реклама Кана Гао.
Вообще, вот этот пункт хвалю, т.к. хорошо обозначены акценты, а на моей памяти в играх этому уделяется мало внимания. Т.е. если и уделяется, то, как правило, в рамках "накрутки оригинальности" - цельного характера за несовершенствами, например, не стоит. Более того, за несовершенствами стоит своя история и социальные реалии - это особенно заметно в мультфильмах Диснея.
Уход от судьбы, хакуна-матата и тотальная безответственность Симбы, законного вожака львиного прайда? Его убедили, что он виноват в смерти отца. Получите и распишитесь.
Героизм инопланетянина Стича при спасении своей земной хозяйки Лило? Да 80% фильма посвящено тому, как они сближались! Получите и распишитесь.
Уход Мулан на войну? В завязке показано, что маска типичной девушки того времени на героиню попросту не налазит. Получите и распишитесь.
Единственный вопрос остается для меня открытым: как прочную и годную мотивацию пропихнуть в игру, особенно любительскую и на мейкере? Такого уровня, по моим ощущениям, достигал только Кан Гао (если есть кто еще - напишите, непременно ознакомлюсь, если это не MV), и то не во всех своих работах (например, его новая Bird Story далеко позади To the Moon).
Наконец, последнее что я не терплю в играх и стараюсь отсечь как можно скорее (в частности, не играю в игры, по описанию которых это у них есть) - это зряшняя трата моего времени. Например, стереотипные сцены.
"Я не люблю поесть. Я люблю попробовать. Если мне не нравится, я не глотаю." © Рататуй
Мой вердикт: вы действительно мало играете в игры. Ну, или я играю много, и на фоне общего шлака отдельные вещи мне видятся прям шедеврами. Но, по меньшей мере, в большинстве случаев я не жалею о пройденных игрушках. Хотя бы в силу того, что они чаще всего небольшие.
Подводя итог
- Надо бы написать какую-нибудь статью. Либо о том, что бесит в играх лично меня, либо о позитивных рекомендациях в плане сюжетов. Лучше обе, но когда и стоит ли?
- EvilCat, поделись, во что ты все же играешь?
- Сюжет важен, но лор важнее
- А всего важнее графоний, ибо ненавижу РТП
- В мотивации героев нужна простота и понятность, 100 часов геймплея и исторические сцены нафиг
- EvilCat, по переводам - ты знаешь, что писать статью капсом нехорошо? Мои глазоньки болят.
- Всем любви, добра и хорошей фантазии