Введение
В наше время интернет-общение стало практически равноценным очному. Для кого-то больше, для кого-то меньше, но оно заняло своё место. Каждый, кто присоединяется к некоторой интернет-компании, пытается, разумеется, найти в ней что-то для себя.
Но иногда это «что-то» у разных людей оказывается противоречащим. И возникают конфликты. Как, собственно, и в обычном общении, но заочно часто у людей возникает большее ощущение свободы, что приводит к большему размаху этих конфликтов.
Ниже будут представлены некоторые мои размышления на тему этих конфликтов и методов их разрешения. Я не претендую на истину в какой бы то ни было инстанции и буду только рад любому аргументированному возражению. Если есть желание просто меня отругать, а не поспорить, – велком в личку, тоже не против
1. Общие принципы наведения порядка
Как известно, в любом более-менее серьёзном интернет-сообществе есть свои правила. Частично они отражают специфику сообщества – этого мы здесь касаться не будем. Частично же они служат как раз тому, о чём идёт разговор: запреты на мат, оскорбления и подобное. Формально приводить их здесь нет смысла: в конце концов, мы их все знаем… ну хотя бы и настолько же, насколько мы знаем лицензионные соглашения установленных у нас программ. Размышления касаются их применения.
Попробуем представить для начала, что всё, записанное в правилах, выполняется безукоризненно, и за каждое нарушение, вне зависимости от его тяжести и сопутствующих обстоятельств, выдаётся положенная кара. Этакое «сообщество идеального порядка».
Читатель.ПробуемПредставить(ИдеальныйПорядок) until Читатель.Испуган?
…Надеюсь, я не ввёл вас в вечный цикл командой выше, поскольку вообще-то пугаться есть чего. Дело в том, что администрация – это всё же люди, и в их действиях неизбежна погрешность. Чтобы, несмотря на эту погрешность, описанный подход удавалось построить, правила надо поместить в одну из крайних позиций: либо делать абсолютно мягкими (тогда они перестают быть правилами), либо же, наоборот, внедрять деспотичный характер руководства: шаг влево, шаг вправо – предупреждение, прыжок – бан.
Как же тогда быть? Что, получается, идеальный порядок недостижим?
Идеал вообще недостижим, разумеется. Но давайте теперь снова взглянем на то, что я предлагал представить.
«…всё, записанное в правилах, выполняется безукоризненно…»
Иначе говоря – предлагается трактовать правила так же, как юридические нормы, только в соответствии с их буквой.
Итак, следование букве правил – тупиковый путь. Теперь – что получится, если рассуждать по их духу? Для этого вспомним, для чего, собственно, вводятся эти самые правила. Для иллюстрации я скопирую постскриптум из правил форума одной из браузерных игр:
Уважаемые игроки! В нашем проекте действует относительная свобода слова. Однако помните, что для нас приоритетен комфорт для большинства пользователей, поэтому будьте более терпимы друг к другу и не портите фан окружающим.
Итак,
правила вводятся для обеспечения комфортной атмосферы (в частности – порядка). Из этого я и буду исходить при дальнейшем анализе.
Ещё один общий момент, помимо трактовки правил, – метод определения факта нарушений. Так, в уже упомянутой браузерной игре некоторые нарушения рассматриваются только после жалобы пострадавшего, а отсутствие такой жалобы считается отсутствием претензий (даже если свидетели произошедшего считают, что нарушение было). Разумеется, полностью переводить контроль за порядком в такой режим недопустимо, но в некоторых случаях он действительно уместен.
Однако даже если администрация самостоятельно принимает все решения, не ожидая жалобы, можно выделить два разных принципа: «все равны перед законом» и «индивидуальный подход». На первый взгляд, первый из них является заведомо более удачным, однако на практике это верно только в больших сообществах, где второй просто не работает. В малых же, когда «все всех знают», каждый из них имеет примерно равноценные плюсы и минусы, и самая большая проблема – что в обоих случаях администрации, чтобы быть максимально справедливыми, приходится стоять на краю, соответственно, деспотии и кумовства. Понятно, что и то, и другое разрушает коллектив.
2. Наиболее распространённые нарушения
Как я уже говорил, в этом тексте будут рассматриваться только те пункты, которые характерны для большинства сообществ.
Флуд, оффтоп, флейм. С этими тремя понятиями связана страшная путаница – многие их попросту смешивают в один. Пытаться разобраться с этим раз и навсегда – задача неблагодарная. Поэтому сейчас я поясню, что понимается под каждым из них конкретно в этом тексте, а далее расскажу о принципах борьбы, не разделяя их (поскольку эти принципы очень мало различаются).
Флуд – необоснованно большое количество сообщений.
Оффтоп – сообщения не по теме.
Флейм – сообщения необоснованно резкого тона.
Итак, что с ними делать? Разумеется, в разных коллективах может быть разный подход – вплоть до довольно жёсткого. Но в целом, во всех трёх случаях оптимальным, пожалуй, можно назвать сначала приведение сообщений в надлежащий вид (слияние нескольких в одно, перемещение в соответствующие темы, удаление резких и бессмысленных высказываний), а затем, если нарушения продолжаются, - применение мер к самому нарушителю. Порядок применения мер (предупреждения, режим «только чтение», полный бан на время либо навсегда) здесь обсуждать смысла нет: некоторые причины для выбора того или иного порядка будут рассмотрены в другом месте, а остальное рассчитывается, исходя из характера администрации.
Нецензурная лексика. Тут особо комментировать нечего: в большинстве случаев она либо разрешена на уровне, который не противоречит другим пунктам правил, либо (гораздо чаще) запрещена полностью. Немного более сложный момент с «зацензуренной» нецензурной лексикой (со «звёздочками» и прочими заменителями): она может быть также запрещена, но чаще (и, на мой взгляд, логичнее) позволяют её использование в ограниченных количествах и предупреждают, если эти ограничения были нарушены.
Разжигание конфликта. Сюда относится в первую очередь национальная/религиозная/иная рознь, т.е. поводы для конфликта, связанные не в конкретным человеком, а с некоторым коллективом. Такие темы запрещаются почти всегда, исключение – сообщества, в которые приходят специально за подобными ссорами (и приходят, естественно, готовыми): косвенно таким исключением может являться знаменитый lurkmore.to – в силу их собственных слов «мы любим срач из-за статей» и фактического отсутствия модерации в обсуждениях (но, опять же, не в самих статьях), а также тематики некоторых статей.
Оскорбления. Собственно, основной (и самый сложный) пункт этого раздела, который меня сподвиг писать весь этот текст. Здесь в полной мере проявляются следствия выбора общей политики модераторства, описанной в первом разделе, в первую очередь – в части определения нарушений.
Как определить, являются ли некоторые слова оскорблением? Формальное определение, любезно предоставленное нам в КоАП РФ, - «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», - здесь помогает слабо в силу специфики заочного общения.
В первую очередь, в таком контексте чаще всего отбрасывают вторую часть, смешивая оскорбление со многими другими (формально – иными, но в наших условиях – близкими) нарушениями. Таким образом, остаётся только определить, имело ли место «унижение».
Иногда именно в этом случае применяется принцип «нет жалобы – нет претензий»: предполагается, что пострадавший сам может определить, является ли он действительно пострадавшим. Здесь используется тот факт, что явные оскорбления почти всегда попадают под другие пункты правил (чаще всего о запрете нецензурной лексики), соответственно, на разборе «по жалобам» оказываются только формально спорные случаи. Однако это применимо только в больших коллективах, где потеря одного участника является глобально незаметной, поскольку они из-за такого подхода неизбежны. Дальше же мы будем говорить о малых, и такой вариант отбрасываем.
Если применять вариант «все равны», то существуют два значительных риска. Во-первых, стремясь избежать оскорблений вовсе, можно банально «задавить» некоторые «пограничные» случаи, что, опять же, приводит к оттоку участников. Здесь напрашивается возражение: а зачем, дескать, нужны такие участники, которые стремятся оскорблять других? Отвечу: мы не можем знать их мотивов, если, конечно, не имеем намётанного взгляда судебного эксперта, поэтому говорить, что они «стремятся оскорблять», неверно. Можно говорить лишь о факте случившегося оскорбления, причины которого могут быть различны (и нередко единичны). Во-вторых, с другой стороны, при более сильных послаблениях можно очевидным образом пропустить начало, собственно, активного конфликта – понятно, что это ещё хуже, чем первый случай.
Однако «индивидуальный подход» (хотя лично мне он наиболее симпатичен) тоже имеет свои существенные недостатки. Во-первых, банально велик риск ошибки, поскольку, как уже было сказано, логика другого человека часто остаётся от нас скрытой. Во-вторых, здесь чётко проявляется ситуация, когда людям, ценным для сообщества по той или иной причине, прощается больше, чем всем остальным: если этот момент выпустить из-под контроля, есть опасность этих «всех остальных» благополучно потерять. Третий недостаток будет разобран ниже, пока просто скажу, что он связан с «обратной связью» от участников к администрации.
Провокации. Я вынес их в отдельный пункт, поскольку они часто не подпадают формально ни под оскорбления, ни под «разжигание конфликта», но при этом приводят к не менее опасным последствиям.
В принципе, логика действий в этом случае схожа с оскорблениями: можно реагировать на жалобы; можно пресекать любую подозрительную активность на корню; можно реагировать на всех одинаково настороженно (и рассчитывать на то, что в случае удавшейся провокации последствия удастся погасить сразу же); можно, наконец, учитывать личность каждого из участников и пытаться предугадать, кто эту провокацию проигнорирует, кто – сорвётся. Лично мне, опять же, наиболее симпатичен последний вариант, как потенциально наиболее комфортный. Но, разумеется, он вызывает несколько довольно сложных рисков.
3. Обратная связь
Этот раздел в первую очередь актуален для тех сообществ, где применяется индивидуальный подход в модерации. В остальных случаях формат простой: «админ старш
ой, ему видней», хотя и в этом случае, конечно, кое-какая обратная связь, хотя бы и неявная, имеет место.
Заметим, что почти везде, даже в случае упомянутого индивидуального подхода, в правилах есть пункт, запрещающий обсуждение действий модератора. Чаще всего он сводится к такому: «не нравится модератор – пишите админу, не нравится админ – вам с нами не по пути». В более-менее крупных сообществах такой подход более чем оправдан, но в небольших – уже только в случае реализации принципа «все равны». Для жизнеспособного индивидуального подхода почти всегда требуется более заметная обратная связь.
Простейший пример – когда спорные вопросы сначала решаются в личном разговоре с модератором. Конечно, реализуемость этого варианта зависит от конкретной личности модератора, но во многих случаях для малых сообществ любой другой формат может даже оказаться избыточным. Разумеется, в случае, если модератор не справляется, разговор может продолжиться уже с администратором.
Однако в любом случае упомянутое правило - запрет явных обсуждений - должно иметь место: я не зря сказал «в личном разговоре». Дело в том, что публичное обсуждение действий модератора может производиться только самими модераторами либо администраторами, т.е. участниками форума, которые равны или выше по рангу. В противном случае возникают сразу несколько проблем. Во-первых, даже если претензии неуместны (либо будут сразу же устранены), авторитет обсуждаемого резко упадёт, что, естественно, затруднит наведение порядка, тем более при отсутствии жёстких мер. Во-вторых, рядовые участники форума могут банально не знать каких-то технических ограничений и потому предлагать принципиально нереализуемые варианты, а в силу контекста высказываться эти варианты будут в виде не предложений («а может, вот так?»), а утверждений («надо так»), что затрудняет адекватный ответ. В то же время полностью избежать такое обсуждение, если индивидуальный подход даёт сбой, довольно сложно в силу эмоционального накала обстановки.
4. Ошибки, связанные с модерацией.
Разумеется, ни один смотритель не является непогрешимым. В этом разделе я рассмотрю несколько ошибок, которые проявлялись на моей памяти. Список, разумеется, не полный и изрядно однобокий: в основном я говорю о том, с чем столкнулся на собственной шкуре, которая ведёт себя довольно специфично.
а) «Он и так поймёт»
Ошибка заключается в неприятии превентивных жёстких мер. Чаще всего это актуально в ситуации, когда один из участников коллектива ранее участвовал в жизни другого коллектива, где правила являются значительно более мягкими. В такой ситуации словесные предупреждения успех имеют редко, и в итоге новобранец доводит руководство до того, что его приходится отправить в бессрочный бан. В то же время кратковременный бан с комментарием наподобие «мы не постесняемся отправить туда же надолго», в принципе, ситуацию может исправить.
б) «Это можно решить словами»
Опять же, проблема в излишней мягкости, но на этот раз критерием является не личность человека, а характер происходящего. Иногда конфликт заходит настолько далеко, что самым правильным решением будет его физическая ликвидация – то есть, закрытие темы, удаление сообщений, возможно, даже кратковременный бан. При этом модератор всё ещё пытается урегулировать ситуацию мирным путём, с позиции рядового участника, что приводит к дальнейшему обострению. В частности, такую ошибку до сих пор регулярно допускаю я сам: слишком поздно замечаю, что ситуация становится неуправляемой.
в) «Он может действовать иначе»
Этот недочёт чаще допускают рядовые участники, оценивая действия друг друга, но похожие мотивы могут проявиться и в действиях модератора. Во многом эта ошибка перекликается со второй: от человека пытаются добиться адекватной реакции, не замечая, что (по крайней мере, в этот момент) у него существуют пусть и субъективные, но серьёзные причины вести себя неадекватно. Тем не менее, возникнуть она может и сама собой, в том случае, когда один из участников ведёт себя в рамках правил, но «на грани» и этим раздражает. Иногда, чтобы снять раздражение, достаточно просто явно признать, что иначе сейчас построить общение не получится: в этом случае либо меняется отношение, либо раздражённый просто отходит в сторону.
Заключение.
Подводить какой-то более-менее вразумительный итог я не стану - в конце концов, всё сказанное выше либо очевидно, либо опровержимо. Просто напомню старую шутку:
- Как вам удалось дожить до ста лет?
- А я ни с кем не спорил.
- Это же невозможно!
- Вы совершенно правы…
И добавлю к ней одно нехитрое пожелание – всем, в том числе и себе. Кто угадает связь - тому конфетка