Поверь - подобное обсуждение может занять достаточное количество страниц, так как есть масса отличий между каждым редактором. Вообще самый лучший способ - скачать все и выяснить все детали самостоятельно.
Во-первых - в RM2k3 и более ранних мэйкерах нет скриптовой системы RGSS, базированной на Ruby (XP - 1.8.2, VX - 1.8.6, VXA - 1.9.2), которая присутствует во всех редакторах начиная с XP. То есть, изменить многое не получится, если конечно ты не будешь работать руками и с помощью ивентов. Однако в RM2k3 есть реализация части ивентов, которая отсутствует в поздних версиях. К слову, у каждой из них разные стандартные боевые системы - у RM2k3 - ATB-система от FF, а у XP, VX и VXA - DQ-подобная система от первого лица. Также у них всех разные разрешения окна - у RM2k3 - 320*240, у RMXP - 640*480, у VX и VXA - 544*416.
Во-вторых - разница в слоях. У RM2k3, VX и VXAce - два слоя, у RMXP - три.
Чипсеты RM2k3 - это прямоугольные наборы тайлов размером в 480 пикселей по ширине и 256 пикселей по высоте, которые делятся на квадратные ячейки размером в 16x16 пикселей. Часть данного чипсета в 12 ячеек по ширине и 16 по высоте, находящаяся в левом углу чипсета, заменяет собой автотайлы.
У RPG Maker XP тайлсеты не имеют фиксированной высоты, но у них фиксированная ширина в 256 пикселей (32×8 ячеек).
У RPG Maker VX тайлсеты представляют из себя набор тайлов размером 512×512 пискелей и включают в себя 16 квадратных ячеек в 32 пикселя в высоту и ширину. У Эйса, если я не ошибаюсь, то же самое, но система использования тайлсетов там уже взята от RMXP.
В третьих, система событий:
Далее я приведу список команд, которые присутствуют в одном и более мэйкерах на базе RMXP (так как я сейчас на работе и мэйкера не имею, можете меня поправить, если что-то не так):
Show Text [Показать сообщение] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Show Choices [Показать выбор] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Input Number [Ввести число] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Text Options [Стиль сообщений] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Button Input Processing [Ожидать нажатия] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Wait [Пауза] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Comment [Комментарий] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Conditional Branch [Ветвление условий] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Loop [Цикл] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Break Loop [Прервать цикл] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Exit Event Processing [Завершить выполнение] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Erase Event [Удалить событие] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Call Common Event [Вызвать общее событие] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Label [Поставить метку] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Jump To Label [Перейти к метке] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Control Switches [Переключатели] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Control Variables [Переменные] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Control Self Switch [Локальные переключатели] (XP/VX/VXA)
Control Timer [Операции с таймером] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Gold [Изменить деньги] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Items [Изменить вещи] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Weapons [Изменить оружие] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Armor [Изменить броню] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Party Member [Изменить партию] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Windowskin [Изменить обложку окна] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Battle BGM [Изменить BGM битвы] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Battle End ME [Изменить ME конца боя] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Save Access [Доступ к сохранению] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Menu Access [Доступ к меню] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Encounter [Доступ к столкновениям] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Transfer Player [Переместить игрока] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Set Event Location [Переместить событие] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Scroll Map [Прокрутка карты] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Map Settings [Параметры карты] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Fog Color Tone [Оттенок тумана] (XP/VX/VXA)
Change Fog Opacity [Прозрачность тумана] (XP/VX/VXA)
Show Animation [Показать анимацию] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Transparent Flag [Прозрачность героя] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Set Move Route [Установить маршрут] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Wait For Move’s Completion [Ожидать завершения движения] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Prepare for Transition [Подготовить переход] (XP/VX/VXA)
Execute Transition [Выполнить переход] (XP/VX/VXA)
Change Screen Color Tone [Оттенок экрана] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Screen Flash [Засветить экран] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Screen Shake [Трясти экран] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Show Picture [Показать рисунок] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Move Picture [Переместить рисунок] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Rotate Picture [Вращать рисунок] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Picture Color Tone [Оттенок рисунка] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Erase Picture [Удалить рисунок] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Set Weather Effects [Погодные эффекты] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Play BGM [Проиграть BGM] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Fade Out BGM [Затухающая BGM] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Play BGS [Проиграть BGS] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Fade Out BGS [Затухающий BGS] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Memorize BGM/BGS [Запомнить BGM/BGS] (XP/VXA)
Restore BGM/BGS [Восстановить BGM/BGS] (XP/VXA)
Play ME [Проиграть ME] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Play SE [Проиграть SE] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Stop SE [Остановить SE] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Battle Processing [Вызвать битву] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Shop Processing [Вызывать магазин] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Name Input Processing [Вызвать ввод имени] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change HP [Изменить HP] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change SP [Изменить SP] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change State [Изменить состояние] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Recover All [Полное восстановление] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change EXP [Изменить опыт (EXP)] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Level [Изменить уровень] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Parameters [Смена характеристик] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Skills [Изменить навыки] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Equipment [Изменить экипировку] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Actor Name [Изменить имя героя] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Actor Class [Изменить класс героя] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Actor Graphic [Смена графики героя] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Enemy HP [Изменить HP врага] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Enemy SP [Изменить SP врага] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Change Enemy State [Смена состояния врага] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Enemy Recover All [Полное восстановление врага] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Enemy Appearance [Появление врага] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Enemy Transform [Превращение врага] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Show Battle Animation [Показ анимации битвы] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Deal Damage [Нанести повреждение] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Force Action [Выполнить действие] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Abort Battle [Завершить битву] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Call Menu Screen [Открыть главное меню] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Call Save Screen [Открыть экран сохранения] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Game Over [Завершить игру] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Return to Title Screen [Вызвать титульный экран] (RM2k3/XP/VX/VXA)
Script [Выполнить скрипт] (XP/VX/VXA)
Некоторые вещи, вроде проигрывания видеофайлов, есть в RM2k3 и VXA, некоторые - вроде звука шагов - есть только в RM2k3.
Список отличий может обновляться по ходу того, как я что-то важное вспомню.